Информация прокуратуры

2014-2015 гг

 

Надзор за исполнением трудового законодательства.

Прокуратурой района в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и указанием прокуратуры области осуществляется надзор за исполнением трудового законодательства, в том числе законодательства об оплате труда.

В прошедшем периоде 2014 года в данной сфере прокуратурой района выявлено 64 нарушения закона, в связи с чем направлено в суд 4 исковых заявления, внесено 4 представления об устранении нарушений закона, по которым 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 5 дел об административном правонарушении, 5 лиц привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде).

Работодателями допускаются нарушения различных норм трудового законодательства.

Так, в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы работникам вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Нива», постановлением государственного инспектора труда Вологодской области руководитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с наложением штрафа.

Кроме того, в текущем году возбуждено 2 дела об административном правонарушении в связи с не заключением индивидуальными предпринимателями трудовых договоров с работниками в письменной форме, (ст. 67 Трудового кодекса РФ) и нарушения требований ст. 225 ТК РФ, согласно которой все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

Предприниматели привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

По факту невыплаты среднего месячного заработка уволенным работникам ООО «Тотьмастрой» за третий месяц прокуратурой направлено исковое заявление в Тотемский районный суд в интересах граждан. В связи с добровольным удовлетворением требований прокурора и выплатой заработка до рассмотрения дела в суде производство по делу прекращено.

В ООО «Тотьмастройдом» были допущены нарушения ст.ст. 84.1, 140 Трудового кодекса РФ, согласно которых при прекращении трудового договора в день увольнения работника ему производится выплата всех сумм, причитающихся от работодателя, и выдача трудовой книжки.

В связи с нарушением срока выдачи трудовой книжки и окончательного расчета при увольнении внесено представление директору общества, по результатам которого 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, гражданину разъяснено, что согласно ст. 165 ТК РФ работникам предоставляются компенсации в случаях задержки выдачи трудовой книжки при увольнении работника по вине работодателя.

Так, в соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Также в указанных случаях работник вправе обратиться в суд с заявлением о выплате компенсации морального вреда.

Заместитель прокурора района В.Н.Запоржина

 

Прокуратура разъясняет об основных положениях законодательства об экстремизме и ответственности за экстремистские правонарушения и преступления.

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие основные виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма.

Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. 1 Федерального Закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности».

К экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей ст. и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

За осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Административная ответственность — наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного деяния (действия, бездействие), характеризующегося более низкой общественной опасностью чем преступление. Так, Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за следующие правонарушения.

1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).

Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Административно наказуемо в том числе и сбыт, изготовление или приобретение с целью сбыта такой символики.

Символика экстремистской организации - официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2. Производство и распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ).

Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. Сюда относятся: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходств, публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности — уголовная. Основанием уголовной ответственности является совершение преступления, т.е. противоправного, общественно опасного деяния (действия или бездействия), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Данный вид ответственности связан с наиболее серьезными правоограничениями для лиц к ней привлекаемых, вплоть до лишения свободы на определенный срок.

1) Статья 136 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, то есть за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

2) Статья 148 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, выражающееся в публичных действиях, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

3) Статья 239 УК РФ устанавливает ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан.

4) Статья 278 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

5) Статья 279 УК РФ устанавливает ответственность за организацию вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ.

6) Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

7) Статья 280.1 УК РФ устанавливает ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.

8) Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием СМИ.

9) Статья 282.1 УК РФ устанавливает ответственность за организацию и за участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество – организованная группа лиц для подготовки или совершения вышеуказанных преступлений экстремистской направленности.

10) Статья 282.2 УК РФ устанавливает ответственности за организацию деятельности экстремистской организации.

Кроме этого, Уголовным кодексом в ряде статей установлена уголовная ответственность за совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (например: ст. 105 ч. 2 п. «л» - умышленное убийство, ст. 111 ч. 2 п. «е» - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 116 ч. 2 п. «б» - побои, и ряд других).

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Кроме того, ст. 14 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена отдельная ответственность за высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности. Таким образом, должностные лица несут ответственность не только за экстремистскую деятельность, осуществляемую ими как гражданами государства, но и за непринятие мер по пресечению указанной деятельности, в рамках их компетенции.

 

Прокуратура информирует: Памятка "Доверяй, но проверяй. Как не стать жертвой мошенников"

 

Что такое «коррупция»?

Осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции и анализ поступающих обращений свидетельствуют о том, что к числу коррупционных граждане часто относят вопросы, не являющиеся таковыми.

Понятие коррупции на законодательном уровне введено Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Следовательно, одним из основных критериев отнесения нарушений закона к числу коррупционных является получение лицом выгоды для себя или для иных лиц.

Таким образом, неисполнение должностным лицом своих обязанностей либо их ненадлежащее исполнение, в том числе нарушающие права граждан, без вышеуказанного признака не является основанием для вывода о совершении правонарушения коррупционного характера.

Кто обязан предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера?

Указанный вопрос регулируется ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

-граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

- граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

- граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

- граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

- лица, замещающие вышеперечисленные должности.

При этом вышеуказанные сведения должны представляться должностным лицом в отношении супруги и несовершеннолетних детей. Таким образом, истребование таких сведений в отношении родителей, братьев, сестер, совершеннолетних детей, не предусмотрено федеральным законодательством.

Подлежит ли привлечению к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?

В соответствии с ч. 1 ст. 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

В качестве квалифицирующих признаков указанного состава преступления, предусматривающего более строгое наказание, относятся посредничество во взяточничестве группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в крупном или особо крупном размере.

Также указанной нормой уголовного закона предусмотрена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве, которое наказывается штрафом в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Вместе с тем лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Что понимается под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе?

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В законодательные акты Российской Федерации внесены изменения в части, касающейся противодействия коррупции.

03.11.2015 президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 303-ФЗ.

Внесенные изменения распространили на глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований запреты, ограничения и требования, установленные законами в целях противодействия коррупции.

Также, законодательно закреплена возможность осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе, их доходам.

Непредставление или несвоевременное представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, повлечет для члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

 

Прокуратура Тотемского района в период с 25 ноября по 30 декабря 2015 года в рамках надзора за исполнением законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних открыла «горячую линию».

В случае, если Вам стало известно о нарушениях в сферах льготного обеспечения лекарственными средствами несовершеннолетних, оказания медицинской помощи несовершеннолетним, организации и предоставлении питания в образовательных организациях и других нарушениях, обращайтесь по телефону «горячей линии» - (881739) 2-33-13, 2-25-78.

По результатам «горячей линии» при поступлении сведений о нарушениях законодательства будут организованы соответствующие проверки и при наличии оснований приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования по устранению нарушений и наказанию виновных.

 

Прокуратура разъясняет

Прокурором Тотемского района в суд направлено уголовное дело по обвинению гражданина Д., за незаконное выращивание растений мака в крупном размере.

Подробнее

Прокуратурой Тотемского района в суде поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении 61 - летнего жителя г. Москва, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.3 ст. 291 УК РФ (Покушение на дачу взятки должностному лицу, за совершение заведомо незаконного бездействия).

Подробнее

Прокуратура Тотемского района координирует деятельность правоохранительных органов

Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других правоохранительных органов.

Подробнее

Прокуратурой Тотемского района проверена деятельность ОМВД России по Тотемскому району направленная на предупреждение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

Подробнее

 

Яндекс.Метрика